55 лет разницы: это молодость и опыт
На вопросы отвечают Берни Экклстоун и Себастьян Феттель

За свою долгую карьеру в мотоспорте и Формуле-1 ее руководитель Берни Экклстоун
встречался с большим количеством пилотов. И вполне очевидно, что самый молодой
победитель Гран При Формулы-1 пилот Red Bull Себастьян Феттель больше чем
просто
"один из пилотов". Их двоих разделяют более 50 лет, но их объединило
совместное интервью.

Берни, о чем вы подумали, когда обратили внимание на юношу по имени Себастьян
Феттель?
Берни Экклстоун: Я? Я никогда не слышал о нем прежде! Если честно, то это было
в
2006 году в Турции. Я подумал: "Кто это такой - Феттель?" А затем:
"Почему немец опять вверху итогового протокола?".

Вы можете вспомнить, когда впервые протянули ему руку?
Берни Экклстоун: Я никогда ничего ему не давал. Даже руку (смеется).
Себастьян Феттель: В первый раз, я увидел Берни в Имоле в 2006 году, когда я
был
там как гость, а первое знакомство было уже в Турции.

И что это было для вас?
Себастьян Феттель: Глава Формулы-1, Великий Маниту, Легенда. Олицетворение
Формулы-1.
Берни Экклстоун: Вначале я даже не знал, что Себастьян пилот. Я вообще замечаю
кого-либо из них, когда они начинают побеждать. Тогда он напомнил мне Кими
Райкконена. Он также появился вдруг из ниоткуда, и у него была лишь временная
суперлицензия. Кими, Льюис (Хэмильтон) и Себастьян представляли определенную
угрозу устоявшимся авторитетам из-за своего возраста, потому что готовы были
бросить им вызов.

Берни, вы думаете, что Себастьян сделал правильный выбор, подписав контракт с
Red Bull на ближайшие два года?
Берни Экклстоун: Да, абсолютно. Это высокопрофессиональная команда. Себастьян
счастлив там, команда поддерживает его.

Разве он не нуждается в менеджере?
Берни Экклстоун: Нет. А для чего? Нет никакой причины, чтобы делить свои деньги
еще с кем-то. Если он однажды женится, то это и так случится автоматически.
Факт
в том, что сейчас у нас отличные отношения, и если у Себастьяна есть вопросы,
он
всегда может обратиться ко мне.

Вы видите будущего чемпиона в Себастьяне?
Берни Экклстоун: Да. Я только задаюсь вопросом, когда это случится. Если бы
ввели мою систему медалей, то его возможности в этом году были бы куда лучше.
Себастьян Феттель: Есть еще очки, которые я могу набрать.

Берни, если бы вам вновь было 22, чтобы вы сделали?
Берни Экклстоун: Я попытался бы найти 18-летнюю подругу (смеется).
Себастьян Феттель: А почему 18-летнюю?
Берни Экклстоун: А почему нет? В моем возрасте нужно позволять себе иногда
помечтать. Мой совет: делай все, что тебе нравится, особенно если леди удача
благоволит к тебе.
Себастьян Феттель: Я не верю в удачу или неудачу. Просто вы должны быть в
нужном месте в нужное время.
Берни Экклстоун: Но иногда не все складывается так, как мы хотим. Вспомни
Фелипе
Массу в прошлом году. Ему не хватило чуть-чуть удачи, чтобы стать чемпионом
мира, чтобы обыграть Льюиса.
Себастьян Феттель: Да, вы правы.

Как вы думаете, молодые пилоты много зарабатывают сегодня?
Берни Экклстоун: Нет, они берут то, что я им предлагаю.
Себастьян Феттель: Я участвую в гонках не ради денег. Мне только 22 и мои мечты
об этих болидах. Это то, что мотивирует меня, сами гонки, а не деньги. Но как
сказал Берни, если они предлагают мне деньги за то, что я делаю, было бы глупо
не взять их.

Берни, действительно ли вы стали миллионером в 22 года?
Берни Экклстоун: Я не помню. Это было давно. Я помню только те вещи, что
случились вчера.

С чего вы начинали в мотоспорте, ведь вы оба пришли в него в достаточно юном
возрасте?
Берни Экклстоун: Я начал с мотогонок, когда мне было 15.
Себастьян Феттель: Я начал с картинга, но моя цель всегда была в том, чтобы
однажды прийти в Формулу-1, ведь там — лучшие болиды и пилоты. Но это казалось
в
те годы почти недостижимым. Даже когда я участвовал в Формуле BMW, Формула-1
все
равно оставалась чем-то далеким. Михаэль Шумахер и все эти другие пилоты были
героями для меня, было трудно даже вообразить, что однажды я сам стану одним из
них. Я нахожу, что это трудно предположить, как Берни в 15 лет, что мотоспорт
станет всей твоей жизнью.
Берни Экклстоун: Тогда скажи мне, почему ты не стал полицейским или пожарным?
Себастьян Феттель: Мой путь в кокпит был не таким прямым, как может показаться.
Я начал с футбола, но был недостаточно хорош. Следующим был теннис, но и это не
сработало. Наконец, в картинге я нашел свое призвание в жизни.
Берни Экклстоун: Определяющим для успеха является то, рождены ли вы
конкурентоспособным или нет.
Себастьян Феттель: Когда вы решили, что ваше место по ту сторону пит-лейн?
Берни Экклстоун: После несчастного случая. Правда, вместо того, чтобы
уставиться
в потолок на несколько месяцев, я решил, что лучше заняться бизнесом.

Берни, когда вы гонялись, хотели ли бы, чтобы в гонках участвовали болиды,
отвечающие таким же требованиям безопасности как сегодня?
Берни Экклстоун: Да, конечно. Если бы я должен был попасть в аварию тогда на
сегодняшних болидах, то, пожалуйста, потому что болиды Формулы-1 сейчас более
безопасны, чем танки.

Себастьян, а вы бы могли представить себя на месте Берни?
Берни Экклстоун: Он бы мог сделать это!
Себастьян Феттель: Я думаю, что это работа требует куда больше, чем кажется на
первый взгляд. Я всегда говорил, что Берни - это легенда для меня. И говорю это
не потому, что обнимался с ним. Когда смотришь на то, что Берни сделал для
Формулы-1, то можно сказать — это феноменально. Сегодня — это не только одно из
ведущих спортивных мероприятий, это еще и успешный бизнес.
Берни Экклстоун: Много людей внесли свой вклад в этот успех. В прошлом многое
было иное, люди, атмосфера. Все мы имели одинаковые двигатели, коробки передач,
и если что-то ломалось, то вы просто могли подойти к следующему на пит-лейн и
занять ту запчасть, которая вам была нужна. Тогда у каждого была философия:
помочь друг другу, как в лагере бойскаутов. Сегодня все обстоит по-другому.
Сегодня царит дух соревнований, чтобы победить, стать выше соперника.

Себастьян, вы хотели бы быть в таком окружении?
Себастьян Феттель: Я не могу судить о прошлом, я не был там. Есть много, кто
вспоминает старые добрые дни, но я живу сегодня и сейчас. В прошлом все было
еще
и намного опасней, но поверьте, яйца мне еще понадобятся.

Берни, вы жалеете о том, что прошли старые добрые дни?
Берни Экклстоун: Нет, потому что мир вокруг постоянно меняется. Этого нельзя
избежать. В те дни мы потеряли немало пилотов по разным случаям. И после
каждого
несчастного случая старались сделать Формулу-1 более безопасной. Когда мы
начинали, то даже дежурной бригады врачей на трассе не было.

Что было самым драматическим моментом?
Берни Экклстоун: Когда в Монце погиб Йохан Риндт, в 1970 году. Он не должен был
погибнуть. Когда я прибыл на место происшествия, то видел, как он лежал там,
позади своего разбитого болида, а кто-то из врачей пытался что-то сделать.
Потом
его повезли в госпиталь, оказалось, что не в тот, а когда его доставили в тот,
который было нужно, он уже был мертв. Это то, что по сей день приходит мне на
память. Йохан был первым пилотом, который был близок мне. И я счастлив, что
подобное никогда не случится с Себастьяном и его коллегами.

Себастьян, возможна ли сегодня дружба среди пилотов?
Себастьян Феттель: Интересный вопрос. Как сказал Берни, есть много чего, что
вовлечено в бизнес, и это заставляет вас быть более осторожным в том, что вы
говорите. Поэтому сегодня люди думают, что нынешние пилоты рафинированы от
чувств.
Берни Экклстоун: Так же как и ты (смеется).
Себастьян Феттель: Но есть одна вещь, которая не изменилась. И тогда, и теперь
все пилоты имеют одну цель: они хотят пилотировать самые быстрые автомобили в
мире на их пределе. В прошлом, пилоты также разочаровывались, как и мы сегодня,
если у них были плохие гонки. Мы — 20 человек с разными характерами, есть те,
кто вам нравится больше, а есть те, кто вам нравится меньше. Это как школа.
Многие называют паддоки своеобразной тюрьмой, где нет места эмоциям. Но я люблю
быть здесь, у меня здесь есть друзья, мои инженеры, техники, иной раз они
подшучивают надо мной, когда я остаюсь в паддоке до позднего вечера.

Почему вы так легко находите общий язык, несмотря на разницу в 55 лет?
Берни Экклстоун: Формула-1 стала несколько стерильней. В прежние дни, когда вы
находитесь в паддоке или вне его, то ребята могли бы сказать все, что думают и
если это кого-то расстроит, это никого бы не заботило. Слава Богу, что
Себастьян
не деформировался до такого.
Себастьян Феттель: Факт в том, что вы становитесь более осторожным в том, что
вы
говорите, потому что все это тиражируется газетами. Если ты идешь в магазин, то
люди смотрят на тебя, а иногда просто висят у вашего дома. Поэтому, прежде чем
что-то сказать, очень тщательно все продумываешь. Вы больше не можете быть
открытым, и естественно защищать себя.
Берни Экклстоун: И эти бедные парни вынуждены мириться с тем, что изо дня в
день
их достают глупыми вопросами. Это может свести с ума, поэтому лучше иногда
вообще ничего не говорить. Футболисты и теннисисты сталкиваются с теми же
проблемами.
Себастьян Феттель: Когда слушаешь истории прежних дней, то удивляешься тому,
что
пилоты тех времен после гонки могли покурить или выпить. Сегодня нам требуется
больше сил на гонках. Поэтому никаких сигарет или алкоголя.
Берни Экклстоун: И тогда было существенное различие. Гонка начиналась тогда,
когда все были готовы. Сегодня трудно представить, что гонка откладывается на
полчаса из-за того, что Себастьяна нет в паддоке. Вы сегодня более обязаны
другим, вы не можете позволить жить, как это нравится вам. Создание характера
требует времени, а его у молодых пилотов не всегда достаточно. Так что
естественно, что через три года Себастьян будет несколько другим человеком, чем
сегодня. И если он станет чемпионом мира - это также изменит его. Но я надеюсь,
что даже будучи чемпионом мира, он все равно будет выполнять свои обязательства
перед публикой.
Себастьян Феттель: Я тоже надеюсь, что Берни окажется прав в том, что однажды я
стану чемпионом мира.
Берни Экклстоун: Я не сказал однажды. Я надеюсь, что через три года.

Себастьян, спросили ли бы совета у Берни?
Себастьян Феттель: Если это не касается настроек болида, то да. И я бы никогда
не попросил у него денег (смеется). Он всегда очень откровенен со мной и дал бы
мне совет. Нет никого, кто знает Формулу-1 лучше, чем он.
Берни Экклстоун: Это в значительной степени похвала тому, кто иногда все
портит.
Поэтому в данный момент я попрощаюсь.

---
Пресса сыграла свою злую роль
Лука Бадоер винит в своей отставке журналистов
«В том, что Ferrari приняла решение заменить меня, главную роль сыграла
пресса»,
— об этом в интервью итальянской Gazzetta Sportiva заявил Лука Бадоер. По его
мнению, не неудачное выступление в двух Гран-При, а сильнейшая критика со
стороны СМИ подтолкнула команду из Маранелло заменить его на Джанкарло
Физикеллу.
«Журналисты часто не думают о том, что их статьи могут нанести огромный вред.
Так произошло в моем случае. Но все-таки моя мечта исполнилась и я смогу
рассказать детям, что провел два Гран-При в составе легендарной Ferrari.
Команда
верила в меня и мне искренне жаль, что я не смогу выйти на старт в Монце —
нашем
домашнем Гран-При, где я мог бы показать лучшие результаты.
Касаясь продолжительности контракта, то не было никаких условий сколько я
проведу гонок за рулем Ferrari. Увы, свою толику вносит и запрет на тесты,
потому что в этом случае тест-пилот почти всегда не удел. Определенно, я жертва
этого и такое возможно только в Формуле-1. Да, я вряд ли буду еще участвовать в
гонках, но я хоте бы и дальше оставаться в Ferrari, поэтому и надеюсь, что наше
сотрудничество продолжится.
Хочу пожелать удачи Джанкарло, потому что у него больше опыта выступлений на
болидах этого года, и надеюсь, что он покажет хороший результат», - отметил
Лука
Бадоер.

Команда Brawn GP, возглавляющая оба чемпионата этого сезона, якобы сделала
предложение Нико Росбергу на сезон 2010 года.
По мнению немецкой газеты Bild, у Нико, который после четырех лет выступлений
за
команду Williams в настоящее время ведет активные поиски новой конюшни, есть
отличные шансы на то, чтобы стать первым немецким пилотом со времен Карла
Клинга
(1955 год), который будет защищать цвета Mercedes.
«Здорово, что я могу пойти в ту команду, в какую захочу. Но я пока еще ничего
не
решил», - заявил немецкий пилот, чьи слова цитирует все та же газета Bild.
Кроме этого, немецкое издание также приводит слова отца действующего чемпиона
мира — Льюиса Хэмильтона — Энтони Хэмильтона, который уже сейчас заявляет о
том,
что «он не испытывает большого энтузиазма» по поводу возможного прихода в
команду
McLaren Mercedes талантливого немецкого пилота.